Всего 170 км и 14 тысяч лет отделяют Алматы от уникальных поселений бронзового века разбросанных по ущельям системы Чу-Илийских гор. В середине апреля мы снарядили туда вело-археологическую экскурсию в походном стиле.
Честь, сопровождать наш вело поход, оказал самый велосипедный археолог Казахстана, Станислав Потапов. Четверть века он копает древние культуры в горах Анрахай и окрестностях, используя в своей повседневной работе, помимо кисти и лопаты, - велосипед.
Итак, автомобильная заброска до села Карабастау, 100 км по трассе Алматы-Бишкек. Затем поворот на указателе Копа. Минуя железнодорожный разъезд, 70 км по разбитому асфальту до сточки старта.
Археологический ландшафт Тамгалы в 2004 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тамгалы, стал первым памятником наскального искусства Центральной Азии, попавшим в этот список мировых достопримечательностей.
Сейчас археологами в разной степени исследовано около десятка ущелий в системе Чу-Илийских гор. Но широкой публике более-менее известна лишь малая его часть - центральный каньон святилища Тамгалы. Там сохранилось более 2000 уникальных изображений, в том числе, солярного божества, взятого за основу эмблемы популярного прежде, музыкального конкурса «Азия даусы».
Там я уже бывал, поэтому нынче вело экскурсию мы начали из соседнего, не посещаемого туристами ущелья эпохи бронзы. Привели велосипеды в боевой порядок, нагрузили снаряжением и отправились в прошлое.
Как я и предполагал, апрель комфортный период для реализации этого проекта. Кругом зелено, в меру жарко, подземные реки выходят наружу, есть доступ к воде. Стас провел нас по уникальным местам, полным мистической энергетики и разнообразных наскальных изображений.
Без опытного проводника, многие артефакты остались бы незамеченными. Часто, они лежат прямо под колесами. Но расположение солнца делает их почти незаметными в определенные часы и наоборот особо явными в другие. Археологи убеждены, в этом, древними жрецами, заложен умысел. Различные наскальные изображения предназначались для разных зрителей и разных ситуаций.
Объехав хребет Каракыр кругом, мы разыскали в скалах тюркских всадников. На копьях их, ветер растрепал знамена. Это уже период саков-скифов. А завершили первый день разбив бивак у святилища богини Умай. Это мистическое место в эпоху бронзы занимала ивовая роща. В ней женщины молились за своих мужчин. Сейчас тут осталось лишь несколько велико возрастных, реликтовых деревьев. На протяжении нескольких столетий они были свидетелями свершения обрядов и сейчас смотрели на нас, - двухколесные песчинки в космосе времени.
День следующий принес нам встречу с божеством, по виду инопланетянином. Осмотр святилища для юных воинов, здесь инициировали жрецы обряды посвящения. Затем не сложный марш-бросок в запретный центр силы. Странное поселение затеряно среди скал хребта Сериктас. Предполагается, неспроста жили здесь по соседству жрецы-одиночки. Вероятно, им было что охранять...
Общий пробег всего-ничего, 50 километров, по 25 на день. Местность хоть и пересеченная, но особых трудностей не представит даже начинающему велошабандосу. И тем не менее скорость и километраж тут не важны. Гораздо интереснее ехать медленнее, высматривая среди скал древние сюжеты. Стас поведал невероятный объем информации. Очень жаль, что этого нет в школьных учебниках…
Трек смотреть тут.
Видеоролик смотреть тут.
Снимки (с) авторские.
Еще тексты по схожей тематике:
Линия Борохудзир
Ушмалыбай 2012